Вячеслав Иванович Иванов (1866 -1949гг.), русский поэт-символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог, идеолог дионисийства. Одна из ключевых и наиболее По характеристике советского и французского филолога, историка литературы Ефима Эткинда (1918-1999гг.): «Вячеслав Иванов — самый крупный сонетист в истории русской поэзии, по числу и разнообразию созданных им сонетов значительно превосходящий всех предшественников и современников»[
Вячеслав Иванов родился в семье землемера Ивана Евстихиевича Иванова,служившего в Контрольной палате. Мать — Александра Дмитриевна Преображенская , внучка сельского священника. с матерью, которая «была женщина самобытная, проницательного ума и живого воображения. Она была женщиной, одарённой чувством изящного, особенно в музыке и слове, и глубоко мистическим чувством». Вячеслав Иванов после окончания реального училища продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884—1886гг., два курса), затем в Берлинском университете (1886—1890гг.), где, помимо филологии, много занимался историей под, а также философией. В 1896г. году представил свою диссертацию о налогах в Римской империи, написанную на латыни, но устный экзамен на учёную степень Иванов не сдавал.
В 1896г. произошла встреча Иванова с Владимиром Соловьёвым, которая перевернула его жизнь. Русский мыслитель стал его духовным наставником («покровителем музы и исповедником сердца») и дал название его первой книге стихов. Первое выступление в печати Иванова-поэта (инициированное Соловьёвым) относится к 1898г.В 1903 и 1904 годах Иванов знакомится с русскими символистами В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Д. С. Мережковским. Иванов провёл на западе Европы всю свою молодость, в общей сложности 18 лет. Начиная с 1891г. года много путешествовал: подолгу жил в Италии, некоторое время в Афинах, затем в Женеве. С августа 1899г. до весны 1900г. занимался в библиотеке Британского музея. На пасху 1901г. посетил Палестину, Каир и Александрию. В те годы главным авторитетом для себя считал Ивана Михайловича Гревса, с которым активно переписывался ( русский и советский историк, медиевист, специалист по истории Римской империи, педагог, краевед и общественный деятель, 1860-1941гг.).
На Февральскую революцию 1917 года в России Вячеслав Иванов откликнулся республиканским гимном «Вперёд, народ свободный» (музыка Гречанинова). После Октябрьской революции 1917г., которую не принял, спустя три года выехал за границу. Последние десятилетия жизни Вячеслав Иванов провёл в Италии. Жил он уединённо и до 1936 г. не публиковал новых поэтических произведений, поддерживая общение лишь с некоторыми из русских эмигрантов (из старших — с товарищем по масонству Аничковым, Мережковскими, Буниным, из младших — с И. Н. Голенищевым-Кутузовым).
Поэзия Иванова статична, предметна, величава, не напевна, динамизм чужд её «богослужебной» застылости; в стихах почти отсутствуют глаголы (часто сказуемые выражаются существительными и другими частями речи). Из стихотворных размеров Иванов предпочитал ямб и хорей. Пейзажи Иванова обычно бездвижны, описывают неживую природу — груды камней, расплавы металлов, грани кристаллов («жемчужный час», «алмазный дождь», «блестящих отсветов недвижные столпы», «медная грудь моря» и т. п.). Его стих пропитан красотой и выразительностью; он сверкает, горит драгоценностями и самоцветами, он похож на богатое византийское облачение. К его стиху подходят эпитеты «византийский» и «александрийский»: они полны прошлыми веками, пропитаны учёностью и самосознанием. В русской поэзии это самое большое приближение к сознательному и обдуманному мильтоновскому блеску. Каждый образ, каждое слово, каждый звук, каждая каденция — это часть великолепно спланированного целого. Всё тщательно взвешено и обдуманно отобрано для наибольшего эффекта. Язык архаичен, к тому же Иванов любит вводить греческую лексику. Это великая традиция церковнославянского языка, усиливающая величественность стихов.
Продолжение следует
|