Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, который был основан французом Тьерри Сабином. Проводится с 1978 года. До переноса ралли в Южную Америку гонка финишировала или начиналась в столице Сенегала — Дакаре.
В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80 %). В отличие от классического ралли, где чемпионат мира (WRC) состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Вся дистанция разбивается на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.
С 2009 года ралли проходит в Южной Америке.
История » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) «
Идея проведения ралли «Париж — Дакар» принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину (фр. Thierry Sabine). В 1977 году он заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца». Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя нашли туареги. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию в 1978 году Первого ралли-марафона «Париж — Дакар». С того времени ралли «Дакар» проходит ежегодно в январе. Тьерри Сабин, как основатель ралли Дакар, обладал исключительным правом на проведение этого ралли. Данное право перешло к его отцу Ж. Сабину после трагической гибели Тьерри во время падения вертолета 14 января 1986 года во время Дакара-1986.
Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. В ралли приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.
Поскольку на первом ралли Дакар ещё не было разделения по категориям и классам, то автомобили и мотоциклы шли в общем зачёте. Первым победителем ралли Дакар стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500. Также примечательно, что все три первых места на пьедестале в первом ралли достались мотоциклистам — наряду с Сирилом победные места на подиуме заняли Жилю Комт на Yamaha и Филиппу Вассар на Honda. Среди экипажей на автомобилях лучшим стал французский экипаж в составе Алена Женестье, Жозефа Тербио и Жана Лемордана на Range Rover V8. Примечательно, что это был единственный случай в истории данного ралли, когда в зачёте автомобилей победу получил экипаж состоящий из трёх человек — пилота, штурмана и механика. Впоследствии практически все автомобильные экипажи состояли из пилота и штурмана, либо только из пилота.
В 1980 году был введён зачет по трем категориям — мотоциклы, автомобили и грузовики. Первым официальным победителем ралли Дакар в зачете грузовиков в этом же году стал алжирский экипаж на грузовике марки Sonacome.
В 2004 году права на организацию ралли Дакар перешли к фирме французского медиа-магната Филиппа Амори (фр. Philippe Amaury) — «ASO» («Amaury Sport Organisation»), которая по сей день является организатором этого соревнования.
Традиционно старт ралли проходил в Париже, а финиш — в Дакаре. Но с 1995 года из-за постоянных возражений парижской городской власти старт ралли происходил также и в других городах.
После скандала с отменой «Дакара-2008», из-за угрозы террористических актов, решением фирмы-организатора ралли «ASO» соревнования, начиная с «Дакара-2009», на неопределенное время будут происходить на территории стран Южной Америки.

Участники и порядок стартов» Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) «
Соревнования проходят в трех группах:
Мотоциклы (включая и квадроциклы);
Автомобили (как на базе серийных внедорожников, SUV или пикапов, так и специально подготовленные для гонок в пустыне автомобили без прототипов типа «багги»)
Грузовики.
Старт участников происходит в следующем порядке: первыми стартуют мотоциклы, потом — автомобили, а за ними грузовики. В каждой группе порядок старта определяется местом, которое занял участник на предыдущем этапе. Первыми стартуют победители с интервалом в две минуты, начиная со второй десятки интервал уменьшается до одной минуты.
Классы и группы транспортных средств» Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) «
Мотоциклы
Класс «Мотоциклы» разделен на три группы. К группе 1 (Marathon) относят практические не измененные серийные модели с объемом двигателя не более 451 cc. К группе 2 (Super-Production) относят модифицированные и усовершенствованные мотоциклы объемом двигателя более 451 cc. К группе 3 относят квадроциклы с объемом двигателя не более 500 cc.
Автомобили — T1, T2 и Open
К классу «Автомобилей» допускают транспортные средств массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп.
Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники.
Т2 — серийные модели внедорожников.
Open — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International.
Первоначально автомобили европейских автомобильных марок, таких как Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer, а также японские — Toyota Land Cruiser, доминировали в ралли. Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero являются наиболее успешными моделями за всю историю ралли, в том числе на протяжении 7 лет подряд в период 2001—2007 годов. Другие производители также представляли к ралли свои модифицированные серийные модели: Rolls-Royce, Citroen, Peugeot (405 и 205 T16 T16) и Porsche.
Mercedes Benz M, BMW X5 и BMW X3, Hummer H1 и Hummer H3 также были представлены среди участвующих моделей, но не появляются на позициях лидеров.
Грузовики — T4 и T5
Класс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг. Он разделен на две группы: Т4 и Т5.
Т4 — принимают участие в гонке.
Т4-1 — включает модифицированные и усовершенствованные модели.
Т4-2 — включает серийные заводские модели.
Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки соревнующихся команд.
В гонках принимают участие грузовики следующих марок: Tatra, LIAZ, КамАЗ, Hino, MAN, DAF, Mercedes-Benz, Unimog, Renault Kerax, SCANIA, IVECO, и GINAF. В 1980-х годах, сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л.с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КамАЗ и Tatra.
Маршруты» Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) «
1979—1980: Париж (Франция) — Дакар
1981—1988: Париж — Алжир — Дакар
1989: Париж — Тунис — Дакар
1990—1991: Париж — Триполи (Ливия) — Дакар
1992: Париж — Кейптаун (ЮАР)
1993: Париж — Дакар
1994: Париж — Дакар — Париж
1995—1996: Гранада (Испания) — Дакар
1997: Дакар — Агадез (Нигер) — Дакар
1998: Париж — Гранада — Дакар
1999: Гранада — Дакар
2000: Дакар — Каир (Египет)
2001: Париж — Дакар
2002: Аррас (Франция) — Мадрид (Испания) — Дакар
2003: Марсель (Франция) — Шарм-эль-Шейх (Египет)
2004: Клермон-Ферран (Франция) — Дакар
2005: Барселона (Испания) — Дакар
2006—2007: Лиссабон (Португалия) — Дакар
2008: Отменено
2009: Буэнос-Айрес (Аргентина) — Вальпараисо (Чили) — Буэнос-Айрес (Аргентина)
2010: Буэнос-Айрес (Аргентина) — Антофагаста (город) (Чили) — Буэнос-Айрес (Аргентина)
2011: Буэнос-Айрес (Аргентина) — Арика (Чили) — Буэнос-Айрес (Аргентина)
2012: Мар-дель-Плата (Аргентина) — Лима (Перу)
"КАМАЗ-мастер" на "Дакаре" представят Николаев, отец и сын Мардеевы и Каргинов » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) «
Команда "КАМАЗ-мастер" на официальной пресс-конференции в Набережных челнах объявила состав своих экипажей на ралли-марафон "Дакар-2012". Боевыми пилотами на гонке станут Эдуард Николаев, Ильгизар и Айрат Мардеевы (отец и сын) и Андрей Каргинов, передаёт корреспондент "Чемпионат.com" Евгений Кустов.
Таким образом, на старт ралли не выйдет двукратный победитель "Дакара" Фирдаус Кабиров.