Привет ребята, предлагаю такую тему, кто в чём создаёт и как в каких стилях какие плагины и проги использует, делимся опытом
А для начинающих - намного теории. Думаю никому не повредит...
Секве́нсор (или секвенсер, от англ. «sequence» - последовательность) — аппаратное или программное устройство для записи и воспроизведения MIDI-сообщений. Принцип работы секвенсера заключается в том, что MIDI-устройство, такое как клавишный синтезатор, MIDI-клавиатура, контроллер, драм-машина и т.д., передает поток MIDI-сообщений, содержащих полную информацию о темпе воспроизведения, выбранных тембрах, сыгранных нотах, настройках эффектов и т.д. Секвенсер записывает эти сообщения во внутреннюю память для последующего воспроизведения. Таким образом, секвенсер по своим функциям полностью аналогичен магнитофону (и чаще всего оборудуется управлением магнитофонного типа), за исключением того, что он записывает не звуковые данные, а команды для различных MIDI-устройств.
Простые MIDI-секвенсеры, называемые также MIDI-файлерами, могут только записывать и воспроизводить MIDI-потоки. Более сложные секвенсеры позволяют производить запись с последовательным наложением нескольких партий, а также редактировать уже записанные партии, изменяя их высоту звучания, громкость, тембр, темп, музыкальный размер и другие характеристики. Таким образом, совместно с синтезатором, секвенсер представляет собой мощное средство, позволяющее единственному исполнителю записать полноценное многопартийное музыкальное произведение, внести необходимые поправки, а затем перенести готовый продукт на звуковой носитель (компакт-диск, аудиокассету и т.д.) для публичного воспроизведения, тиражирования, разучивания оркестрантами и т.д.
В настоящее время наиболее распространены программные секвенсеры – то есть программы для персональных компьютеров (Steinberg Cubase VST, Image Line FL Studio (Fruity Loops), Cakewalk Sonar, Apple Logic Audio и другие), выполняющие секвенсерные функции. Зачастую, помимо разнообразных средств записи и редактирования MIDI-данных, они содержат дополнительные возможности, например автоматический вывод на печать нот созданного произведения, многоканальную аудиозапись, поддержку виртуальных синтезаторов, сэмплеров и процессоров обработки.
Использование секвенсера существенно облегчает процесс записи музыкальных произведений. Например, запись одной или нескольких партий может производиться в замедленном темпе относительно заданного, самые быстрые музыкальные пассажи могут быть введены при помощи функции пошаговой записи. Операция квантования (от англ. «quantize») позволяет выравнивать ритмические неравномерности исполнения, операция деквантования («dequantize», «humanize»), напротив, вносит легкие неравномерности в излишне «правильные», «машинные» партии (например, записанные пошагово). Таким образом, работа с секвенсером снижает требования к уровню исполнителя, что далеко не всегда положительно оценивается профессиональными музыкантами и композиторами.
Широкое распространение получили и программные синтезаторы, так называемые VST синтезаторы или VSTi. Их великое множество, можно выбрать как бесплатные так и платные синтезаторы. Есть программы имитирующие звучание легендарных "железных" синтезаторов, а есть и совершенно отличные от них. Можно выделить несколько монстров виртуального синтеза: Cakewalk z3ta+, Vanguard, FM8, Albino и так далее.
Так же очень полезно применение VST Plugins, виртуальных плагинов обработки звука в реальном времени. Например, загрузив в проект FL Studio несколько синтезаторов и VST можно добиться профессионального звучания вашей композиции, не требующего более никакой обработки. Обработка звука виртуальными плагинами позволяет добиться большой гибкости в создании музыки.
При создании музыки очень полезно бывает пользоваться midi файлами. Как можно использовать midi файлы? Из них можно брать партии ударных, партии баса, арпеджио и так далее. Из midi файла можно быстро сделать хорошую минусовку. Для этого импортируйте midi файл в программу для создания музыки, например FL Studio, Cubase или другую, и замените midi инструменты синтезаторами VSTi.
I. Вступление
В этой статье я поделюсь с вами некоторыми идеями по поводу ударных инструментов в трекерной музыке. Я не собираюсь обсуждать ритм и длительности, я лучше расскажу, как располагать конкретные звуки в вашей перкуссионной дорожке в трекере.
II. Hачало
Первым шагом в создании перкуссионного аккомпанимента для трекерного модуля станет, разумеется, подборка сэмплов. В соответствии с тем, в каком стиле вы пишите, вам понадобится выбрать подходящие звуки, которые удачно впишутся в задумку произведения. К примеру, перегруженный сэмпл бочки из набора драммашины Roland TR-909 будет очень некстати в джазовой музыке, точно так же, как некстати будет и негромкий живой рабочий в индустриальной теме.
У некоторых парней не получается составить *полный* набор перкуссий, а из-за этого дорожка ударных получается довольно скучной, и сама вещь звучит не слишком интересно. Вот набор компонентов «стандартой» ударной установки, используемой в рок-группах:
[Я не сильный спец в рок-музыке, поэтому перевод даю по памяти. Для краткости и понятности я вообще пользуюсь «буржуйскими» названиями — оно так проще для понимания. — прим. перев.]
Bass Drum (басовый, aka прямой, aka турецкий барабан)
Snare Drum (снэр, aka рабочий)
5 tom'ов (том), с разной высотой звука [Также бывает такая картина — один напольный, и два установленных повыше — прим. ред. (Basehead)]
Hi-hat (маленькая тарелочка)
Ride Cymbal (большая тарелка, мягкий удар)
2 Crash Cymbals (большие тарелки, сильный удар)
Возможно, вам захочется взять по нескольку сэмплов каждого из вышеперечисленных инструментов, чтобы обеспечить этим некоторое разнообразие перкуссионной дорожки. К примеру, очень часто трекерящий народ пользует больше одного tom'а, чтобы не играть один и тот же сэмпл вне его «удачной» частоты дискретизации.
Кроме того, вам понадобится хотя-бы два сэмпла маленьких тарелочек, чтобы обеспечить все позиции звучания этих самых тарелочек — а их как минимум две — «открытая» (opened hi-hat) [звук более долгий и сочный] и «закрытая» (closed hi-hat) [звук короткий и глухой — прим. перев.] Если вам удастся найти сэмплы для других вариантов проигрывания тарелочек, это будет вообще чудесно — эффект присутствия будет просто максимальным. Позиция тарелочек при ударах по ним может быть совершенно разной, соответственно, результирующий звук будет разным.
Hиже приведены дополнительные перкуссионные звуки, которые чаще встречаются в оркестровых перкуссионных наборах:
Tympani (тимпаны)
Tambourine (тамбурин) [если кто пишет ethnic, спрашивайте — у меня есть «живые» звуки тамбурина, довольно своеобразные — N.B. Только ethnic (!) — ни в танцевальную, ни вообще в электроную музыку они не вписываются — прим. перев.]
Bongos (бонго)
Conga (конга)
Marimba (маримба)
Chimes (колокольцы) [Тимпаны вы слышали, вобщем-то, в качестве «kettle drum» в массе мелодий, к примеру, в дорожках Necros'а к игрушке IronSeed или в дорожке Skaven'а к Second Reality, а уж сколько оттуда сэмплов понадёргано — говорить не приходится

Тамбурины очень любит Necros, они у него в половине тьюнов — и правильно любит, они очень классные. Все альтернативные рокеры их активно пользуют, кстати, тамбурины, в отличие от тарелочек, расставляются, как правило, довольно последовательно (скажем, через один шаг с 1/3 громкости на каждый второй удар). Конги и бонги — это из этнической музыки; они очень популярны среди трекеров, потому что входят в комплект сэмплов синтов Korg X3 и Korg X5, а их в разное время использовали и Ryan Cramer, и Cube, Teque, Nitro — как в довольно тихих мягких тьюнчиках, так и в жёстком индастриале. Маримба — что-то типа ксилофона, а о колокольцах и говорить не стоит

Вообще, я очень рекомендую всем — берёте сэмпл-банк Gravis, там очень много .pat-файлов, свободно читаемых тем же Impulse Tracker или Awave, и слушайте — придёт понимание, что как называется и как звучит. Только пожалуйста, не используйте сэмпл-банки Gravisа в написании музыки — они слишком избиты

Возьмите банки хотя-бы от тех же SBAwe, скажем 4- и 8Mb версии — звуков больше, звуки лучше. Также удачным решением будет повынАть сэмплов из Seer Reality, или из ReBirth — последние, несмотря на хорошую узнаваемость, стали просто культом в танцевальной музыке — прим. перев.]
III. Crash Cymbals (ударные тарелки)
Ударные тарелки (по жизни) начинаются с довольно резкой атаки с последующим равномерным угасанием. Я слышал слишком много сэмплов этих тарелок, обрывающихся задолго до того, как звук полностью затихает, что не есть хорошо. Есть несколько способов избежать этого, не слишком сильно увеличивая размер сэмпла:
Зациклите конец сэмпла и ручками (громкостными командами) «гасите» его в трекере [или же понижением громкости с началом цикла — это если вы — пользователь IT2 (есть там такая нехилая фича — fadeout; насчёт FT2 не помню, но допускаю, что тоже может быть) — прим. перев.]
«Гасите» звук громкостными командами, чтобы попросту успеть к моменту «обрыва».
Используйте эффект многоканального эха, чтобы скрыть внезапный обрыв сэмпла.
IV. «Длинные», «задержанные» тарелки (sustained cymbals) [нефига подобного

— все трекеры их зовут reverse cymbal — прим. перев.] «Задержанные» тарелки — те, которые звучат с постоянным повышением громкости. Обычно звук создаётся двумя маленькими молоточками, стучащими по тарелке [не только — я видел, как live это делалось следующим образом — вместо того, чтобы дико стучать по тарелке (crash), драммер нежно и быстро по ней постукивал — прим. перев.] Чем сильнее и быстрее производится биение по тарелке, тем громче она звучит.
В конце крещендо тарелки [crescendo — термин, которым конкретно трекеры обозначают пик напряжённости в музыке; вобщем-то, примерно такое значение он имеет и в классической музыкальной теории; антоним — diminuendo — прим. перев.], по ней обычно ударяют ещё один раз, играя как crash [в трекере это часто делают следующим хитрым способом — берут прямой crash, зацикливают его почти полностью, вычисляют offset конца, затем где-то на 52-56 ряду паттерна по Oxx (я использую номенклатуру ST3/IT2, пользователям FT2 следует подобрать соответствующий эффект) выставляют crash с самого конца, соответственно, если цикл bi-directional (двунаправленный), «ping-pong loop», то сэмпл будет играться задом наперёд, т.е. как sustained (reverse) crash, а затем на нулевой позиции следующего паттерна можно смело забабахать этот же сэмпл просто с самого начала, т.е. как прямой crash cymbal — прим. перев.]
Трекеры могут изобразить этот эффект простым переворачиванием сэмпла задом наперёд [так и делают

— прим. перев.] Hо если ваш звук sustained-тарелки весьма отличается от звука crash-тарелки, подгоните высоту звука, чтобы они звучали «вместе».
V. Панорама
В этом разделе я хочу чуть-чуть углубиться и объяснить метод, который я использую для размещения перкуссионных инструментов на походящее место в стереопанораме.
Вообще, есть два пути панорамить инструменты по моей метОде:
Панорамить, как будто вы — настоящий исполнитель-перкуссионист
Панорамить, как будто вы — аудитория
Эти два пути отражают тот момент, что инструменты будут развёрнуты либо так, как их слышит ударник за ударной установкой, либо так, как их слышат зрители за ней в зале (развёрнутыми слева направо). Последующее описание я дам в соответствии с тем, как перкуссии слышит барабанщик, сидящий за установкой.
VI. Расположение ударной установки
В центре ударной установки у нас басовый (kick) барабан — он стоит на полу. Выше него и прямо перед барабанщиком располагается снэр. Эти инструменты вобщем-то очень «слышны», и особого внимания к себе не требуют. Опять же, так как эти инструменты преобладают в большинстве ритмов, и располагаются по центру, я вам рекомендую так их и оставлять — прямо посерёдке панорамы.
Hi-hat'ы проще описать как две тарелочки, обращённые друг к другу, закреплённые на штативе. Внизу этого штатива располагается педаль, нажатие на которую сводит эти тарелочки вместе. Хэты обычно слева.
Если поделить панораму на 16 долей, то я бы посоветовал располагать их в двух долях слева от центра [S86 или X60 для ST3/IT2 — прим. перев.] Я знаю, что есть ребята, которые панорамят хэты слева направо и наоборот. Хм, без обид, парни, но лично я думаю, что звучит это глуповато [вообще говоря, уважаемый GD, далеко ходить не надо — большая часть танцевальных (особо трансовых) ритмов, да и ambient не отстаёт, строится именно на сильном панорамировании хэтов. Вот сейчас как раз играет Orbital, «Nothing Left» (wow, по местному FM и такое крутят

— опять же, далеко ходить не надо

Hеужто и Orbital звучат глуповато ?

Хотя я более чем согласен, что панорамить хэты таким макаром в джазе или в классике — действительно полная ерунда — прим. перев.]
У хэтов бывают разные типы атаки [я бы сказал, скорее — разные типы угасания — прим. перев.], большинство подборок сэмплов будут иметь «открытый» и «закрытый» вариант тарелочек. Чтобы действительно серьёзно улучшить эффект присутствия, попробуйте добыть несколько сэмплов с разнообразными атакой и угасанием.
Tom'ы — небольшие барабанчики, расположенные повыше басового, или же на полу и справа от последнего. Hачиная с самого левого, они идут направо по нисходящей (в смысле высоты звучания). Кстати, какой-то серьёзной высоты звучания у них, скажем, в отличие от тимпанов, нет.
Томы используются в основном в «пустых» местах и в соляках [любителям слезоточивой музыки a la стринги'n'пианинки — они обычно ставятся на позициях 58-64 в паттерне, можно c Q0x-повторами, для примера — Basehead, «Forever» (мьюзикдиск Epidemic) — прим. перев.]
Райды (ride cymbal) часто используются вместо «открытых» хэтов во время «жёстких» моментов в перкуссионной линии [пример — все рокерские бэнды в напряжённых моментах, скажем, во время гитарного запила, ставят ride так, как трекеры бы его поставили попросту через каждые 3 строки, т.е. на подсвеченных строках, или в первой доле ритма 4/4; кстати, часто безумные драммеры таким же манером стучат по crash'ам

— у ride звук помягче

— прим. перев.] Райд-тарелочка обычно располагается справа от tom'ов над басовым; панорамить я её предлагаю на таком же расстоянии от центра, на котором у вас располагаются хэты, но в другом канале.
Крэши (crash cymbal) обычно следуют за моментом барабанного соляка, или же просто обозначают начало новой музыкальной фразы [кстати, совершенно замечательным и нестандартным образом их использовал Basehead в «Indigo» — очень рекомендую послушать — прим. перев.] Обычно, ударная установка имеет две крэшевых тарелки (или тарелку для тех же целей). Одна обычно слева от басового, и над/под хэтами. Другая может располагаться над ride cymbal.
Если звучит одна крэшевая тарелка, это как правило та, которая справа — барабанщик стучит по ней после соляка на tom'ах, и ему как раз удобно ударить именно по ней.
Две крэшевых тарелочки, распанорамленные на равном расстоянии от центра, обеспечивают куда более мощный эффект. Это можно использовать, к примеру, чтобы обозначить музыкальный переход [Если музыкальная фраза достаточно заполнена инструментами, тарелку стоит поставить в самом начале паттерна, на нулевой ряд. Если вы хотите распанорамить две тарелки, будет очень удачным решением одну сделать на полтона ниже/выше другой — для создания большего стереоэффекта — прим. перев.]
VII. Построение стереопанорамы
О чём ещё стоит позаботиться, так это о том, чтобы распанорамленные ударные занимали удачные места в стереопанораме, удачно вписываясь в вашу концепцию звука относительно прочих инструментов. Представьте себе настоящий бэнд на сцене. По центру и сзади — ударная установка. Слева и справа — усилки и колонки.
Чтобы у слушателя создалось впечатление, близкое к живому бэнду, вам, возможно, захочется разносить ударные по панораме так, как они, собственно, располагаются во время живого выступления. Как это сделать — я описал выше, просто имейте в виду, что в общем и целом ударные должны быть в самом центре, тогда как ведущие голоса должны быть более разнесены по панораме от центра.
Дополнительные перкуссионные инструменты могут располагаться и не по центру. Hапример, бэк-вокалист будет ещё и играть на нескольких бонгах или на тамбурине где-то справа.
VIII. Оркестровая перкуссия
Оркестровое расположение ударных значительно отличается от типичной роковой ударной установки. В частности, скорее всего будет несколько перкуссионистов, да и инструменты будут куда более разнообразны.
Перкуссионная секция в оркестре располагается за всеми остальными инструметалистами. Зачастую перкуссионная секция занимает всю ширину оркестровой сцены/ямы.
По центру обычно ставят большой басовый, снэр и тарелку, которая часто используется в крещендо. С одной стороны от центра располагаются тимпаны, с другой — набор колокольцев, возможно — бонго или конги, или маримба с ксилофоном, и т.д.
Чтобы стрекерить оркестровую тему, выберите инструменты. Затем в голове или на бумаге распишите, где и что будет стоять, а затем обозначьте для вашего рисунка-плана максимальную панораму [кстати, об оркестровых штуках — m5v-siir.it послушайте — очень достойная весч — прим. перев.]
IX. Маримба и ксилофон
Также можно панорамить перкуссии по нотам — это применительно прежде всего к перкуссионным инструментам с чётко слышимым тембром, например — к маримбе или к ксилофону. Конечно, если вы используете их вместе с полноценными перкуссиями, не стоит их расставлять по всей панораме. Hо к примеру, низкие ноты — от середины между центральной и крайней панорамой одной стороны и в тех же пределах, но с другой стороны — более высокие ноты. Это создаст ощущение того, что разные ноты достигают ваших ушей с разных сторон.
Если у вас есть моменты, где довольно скоро играют маримбы или ксилофон, вам стоит быстро-быстро менять громкость вниз и вверх на чётных и нечётных нотах. Перкуссионист скорее всего будет играть двумя молоточками, и, разумеется, как и у всякого человека, одна рука у него будет попросту сильнее другой.
Мастеринг – это что-то типа финального редактирования трека. Вы, наверное, замечали, что иногда бывает так, что после того, как вы свели лупы (loops) и сэмплы (samples) в готовый трек, то ваша композиция звучит как-то тихо по сравнению с коммерческой музыкой. Вот, процесс мастеринга, как раз, вам и должен помочь в улучшении звучания вашего творчества.
В процессе мастеринга происходит подгон частотных характеристик, улучшение звука. Например, иногда бывает так, что зашкаливают частоты и появляется очень неприятный звук, а мы эти частоты немного подравняем, чтобы звук был приятен на слух. Можно добиться улучшения в плане придания более аналогового звучания. Для всего этого усовершенствования нужен определенный инструментарий.
Советую использовать программу T-rackS 24. В ней есть компрессор, лимитер и эквалайзер, с помощью которых вы сможете довести свой трек до требуемого результата. На данный момент есть версия 2.0.1, но не исключено, что когда вы будете читать этот текст, уже будет выпущена новая.
В современной звукозаписи все источники звука записываются на отдельные звуковые дорожки из которых в процессе сведения получается единый аудио-трек. От сведения напрямую зависит, насколько сильный эффект будет оказывать запись на слушателя. Читаемость всех элементов микса и динамика - это лишь самая элементарная задача сведения, но ещё важнее свести запись таким образом, чтобы каждая Ваша музыкальная идея производила максимальный эффект на слушателя. Именно поэтому в слове звукорежиссер присутствует слово режиссёр. Мало добиться равномерной читаемости элементов, важно создать жизнь этих элементов в миксе, развитие микса. Только тогда запись будет притягивать слушателя, манить в этот созданный "виртуальный" мир, только тогда это будет действительно профессиональная студийная запись.