|
Внимание! Теперь для входа на форум необходимо вводить единый пароль регистрации сервисов sibnet.ru!
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Сейчас обсуждают
 
| |
|
|
Римский-Корсаков Николай Андреевич, великий русский композитор |
|
|
stasha |
31.3.2008, 23:28
|
Улыбайтесь ;)
Группа: VIP
Сообщений: 4 881
Регистрация: 9.10.2007
Пользователь №: 7 482
Репутация: 976
|
Раз уж выкладываю Римского-Корсакова, то тогда и выложу немного информации о нем Николай Андреевич Римский-КорсаковРимский-Корсаков – выдающийся русский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог – оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений, романсы. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, книги и статьи по различным вопросам музыкального искусства. Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора. Биография» Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « Римский-Корсаков Николай Андреевич 6 (18) марта 1844 года – 8 (21) июня 1908 года
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда, контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и занятия не увлекали. Нике было 12 лет, когда отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры. В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. Занятия сводились, главным образом, к совместной игре в четыре руки. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат — Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. А тут еще осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой. Творческие радости были омрачены большим горем - умер отец. Римский-Корсаков тяжело пережил эту утрату. А осенью 1862 года на петербургской пристани он простился с провожавшими его Балакиревым, Кюи, Канилле. Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание с твердым намерением продолжать заниматься композицией. Действительно, он сразу взялся за сочинение Анданте для симфонии на тему русской народной песни про татарский полон, предложенной Балакиревым. Это произведение он отправил на суд учителя и получил одобрительный ответ. Однако за время плавания Римский-Корсаков больше ничего не написал. Радостным было возвращение на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Римский-Корсаков оказывается наконец в том мире, который стал для него на всю жизнь единственным. Он много и с жадностью читает, играет на фортепиано, стремясь наверстать упущенное в плавании время. Дружеское внимание, поддержка старших членов «Могучей кучки» помогли Николаю Андреевичу почувствовать и себя их товарищем. Римский-Корсаков усердно работал над Первой симфонией, дописывал ее, оркестровал, следуя указаниям Балакирева. В октябре 1865 года она была исполнена в концерте Бесплатной музыкальной школы. В 1867 году Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем. Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании на «Антаре» картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами. «Садко» — первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный творческий пульс. И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся еще недавно недоступными. Тогда зародилась и идея «Антара» — программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки. В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки — Александра и Надежда Пургольд. Римский-Корсаков все чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды Николаевны, и не только игрой. Ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами. Летом 1869 года, написав первый хор задуманной оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам. Услышав в исполнении Надежды Николаевны пронизанную страхом и тоской мелодию, так странно диссонирующую с перезвоном колоколов, он окончательно понял, что будет писать «Псковитянку». Мысль об этой опере неотступно преследовала его уже много месяцев. Написанная в начале 1860-х годов, но запрещенная к постановке, пьеса Мея «Псковитянка» привлекла внимание Балакирева и Мусоргского. Они настойчиво рекомендовали ее Римскому-Корсакову как основу для оперного либретто. Четыре года продолжалась работа над «Псковитянкой». Это было время, до предела заполненное событиями, переживаниями. Многое изменилась в жизни Римского-Корсакова. Умер любимый брат — Воин Андреевич. Душевная близость, возникшая между ним и Надеждой Пургольд в первый год знакомства, постепенно выросла в нежную привязанность. В декабре 1871 года Надежда — милая, добрая девушка, с серьезным нежным лицом и задумчивыми глазами стала невестой Римского-Корсакова. Разучивание оперы началось осенью 1872 года, когда Николай Андреевич и Надежда Николаевна вернулись из свадебного путешествия по Швейцарии и Северной Италии. В январе 1873 года состоялась премьера. Публика хорошо приняла оперу. За полтора месяца прошло десять спектаклей при полном зале. Отшумели аплодисменты премьеры, жизнь вернулась в обычную колею. Дел было много. Еще в 1871 году Римский-Корсаков начал преподавать в консерватории. Только приступив к работе, Римский-Корсаков понял, насколько значительны пробелы в его музыкальном образовании. Как часто пытался он объяснить это друзьям. Но ничего не получалось. Его длительный и нелегкий труд по техническому совершенствованию в 1873—1878 годах, неотделимый от освоения классического наследия, не встретил понимания балакиревцев. Стасов и Мусоргский, горячие поборники эстетических принципов «Могучей кучки», расценивали это как предательство. Мрачные прогнозы балакиревцев будто оправдались, техническое перевооружение не принесло ожидаемых плодов. Новая, Третья симфония, впервые исполненная под управлением автора в феврале 1876 года в зале Дворянского собрания, была встречена сдержанно и публикой и прессой. Не лучшая участь постигла и созданный в 1875 году струнный квартет. По-видимому, новая композиторская техника еще довлела над его стилем письма, мешала свободному полету вдохновения. Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко, непринужденно. И вот пришло вдохновение, в ярком и пестром наряде чудесной украинской народной песни, вместе с благоуханием теплой южной ночи, серебристым сиянием месяца над зеркальной гладью прудов; пришло прямо со страниц поэтичнейших гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Римский-Корсаков хорошо знал «Майскую ночь», не раз читал в детстве, слушал у Балакирева, где любили читать Гоголя вслух, упивался вместе со своей невестой замечательной поэмой в прозе. «Майская ночь» создавалась в 1878 году. Составляя либретто, Римский-Корсаков стремился сохранить план повести Гоголя, колоритный язык ее героев. Опера писалась быстро: за месяц был создан целый акт. «Майская ночь» заполнена мелодией — полнокровной, идущей от сердца, способной обобщенно выразить и чувство героя, и сценическую ситуацию, и динамику действия. Построение оперы также иное появляются самостоятельные номера — песни, ансамбли, сцены. «Майская ночь» была закончена, но Римскому-Корсакову не хотелось уходить из мира сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует. Он попросил у знаменитого драматурга Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды. «Снегурочка» увидела свет рампы в начале 1882 года. Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно». Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо-страстной героини сказки». «Снегурочка» наполнила сердце композитора жизненной силой, помогла пережить горе и холод невосполнимых утрат. В феврале 1881 года не стало Мусоргского. Через шесть лет умер Бородин. После смерти Мусоргского и Бородина композитор принялся за сложнейшую работу — завершение их незаконченных произведений. Это Римскому-Корсакову удалось блестяще. Кипучая, интенсивная жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижерская, общественная деятельность отодвинули на второй план сочинение музыки. И все-таки именно тогда Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения — «Испанское каприччио» и «Шехеразаду». «Испанское каприччио», произведение, в котором композитор обнаружил удивительное богатство воображения. «Шехеразада» — это сказка в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка ее носит ярко выраженный восточный характер. Весной 1894 года Римский-Корсаков начал сочинять вторую оперу на гоголевский сюжет — «Ночь перед Рождеством» и почти одновременно работал над «Садко». Много лет не давала ему покоя недопетая песня о сказочном гусляре, теперь он решил вернуться к ней, создать крупное эпическое полотно на основе старинных былин и сказаний. Подобно предыдущим операм, «Садко» был задуман как двуплановое произведение. Но в отличие от них, здесь фантастика не главенствует над реальным миром. Композитору было уже за пятьдесят, но в душе расцветала весна — праздничная, ликующая, полная вдохновения. Послушный ее призыву, он писал с упоением. Рождались певучие романсы, за ними — две одноактные оперы — «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери», уже зрели мысли о «Царской невесте». Хотелось сделать как можно больше. Быть может потому, что знал теперь не надо просить о постановке. Сумбурный, но талантливый, артистически чуткий директор Частной оперы Мамонтов ждет его новых опер. Приступая к работе над «Царской невестой», композитор стремился к тому, чтобы стиль оперы был по преимуществу певучим. Поставленной цели композитор добился. Премьера прошла успешно. Аплодисменты, венки, восхищение почитателей, сочувствие публики, торжество театра... Но не обошлось и без ложки дегтя. Холодно встретили оперу «беляевцы» не одобрил Глазунов, вежливо промолчал Лядов, пожал плечами Кюи. В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы. Она предстала в чудесных декорациях и костюмах Врубеля. Зал был полон... В Москве Римского-Корсакова любили, считали своим. Овациям и венкам не было конца. Едва закончив «Салтана», композитор начал работать над оперой «Сервилия» на сюжет из эпохи Древнего Рима. Это произведение малоинтересно по содержанию и сценическому решению. Не лучшая участь постигла и «Пана Воеводу» — «оперное интермеццо» из жизни шляхетской Польши, посвященное памяти Шопена. Напряженная композиторская и педагогическая деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Однако невзирая на мрачные настроения, в 1902 году Римский-Корсаков закончил одно из своих самых новаторских произведений — оперу «Кащей Бессмертный». Наступил страшный день 9 января 1905 года. Жители Петербурга были потрясены «кровавым воскресеньем». Широкая волна забастовок охватила столицу. В консерватории накалу страстей способствовал вопиющий инцидент один из вольнослушателей — солдат полковой музыкальной команды — бахвалился своими «подвигами» на Дворцовой площади. Студенческая сходка потребовала исключения погромщика. Дирекция отказала. Сходки следовали за сходками, студенты настаивали на прекращении занятий до осени. Римский-Корсаков поддержал требования студентов. В ответ последовало постановление об увольнении Римского-Корсакова. Это событие всколыхнуло общественность. Вслед за Римским-Корсаковым из консерватории в знак протеста ушли Глазунов, Лядов и другие профессора. Римского-Корсакова не покидала мысль о создании оперы, обличающей царизм. Композитор, никогда не крививший душой, привыкший смотреть правде в глаза, быть честным в помыслах и поступках, решил запечатлеть в музыке тупость и жестокость власти, ставшей врагом и палачом своих подданных. Он знал, что за ним зорко следят, что его произведение в условиях царской цензуры вряд ли увидит сцену, но решил выполнить, возможно, в последний раз, свой долг гражданина. Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком». Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. Составивший либретто Вольский также считал, что опера должна стать достойной отповедью наступившему разгулу реакции. «Золотой петушок» был закончен летом 1907 года. Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор воспротивился острота сатиры насторожила ревностного царедворца. Опера так и осталась в портфеле композитора. Она была исполнена позже, в 1909 году, но ее Римскому-Корсакову уже не удалось увидеть. Незаметно подкралась тяжелая болезнь. Вначале она лишь временно выводила из строя. 21 июня 1908 года окончательно сразила. Душной летней ночью композитор ушел из жизни. И практически то же самое, но в более сжатой форме... » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « Римский-Корсаков Николай Андреевич 6 (18) марта 1844 года – 8 (21) июня 1908 года
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова — одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем мире. Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это неудивительно. С самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже еще не видя его. Н.А.Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 г. в городе Тихвине тогда Новгородской губернии, ныне Ленинградской области. И не впечатления тихого провинциального городка, находившегося вдали от моря, пробудили увлечение будущего композитора водной стихией. Дело в том, что брат Ники Воин Андреевич, старше его на 22 года, был моряком и в годы детства будущего автора «Садко» не раз совершал дальние плавания. В своих письмах к семье он подробно рассказывал о путешествиях, о море. И ребенок рос под впечатлением рассказов брата. А научившись читать, одну за другой проглатывал книги о морских путешествиях. В двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской Корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. И Ника все сильней привязывался к морю. По окончании Морского корпуса юный гардемарин Римский-Корсаков совершил трехгодичное плаванье (это было время Гражданской войны в США, и во время плавания эскадра Лисовского выполняла секретные поручения русского правительства, связанные с помощью северянам). Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками. Симфоническая картина «Садко» о приключениях новгородского купца, попавшего после кораблекрушения в подводное царство, легла впоследствии в основу оперы того же названия. От тихого, спокойного моря в начале плавания композитор доводит музыку до разбушевавшегося океана. Под воздействием игры Садко на гуслях Морской царь пускается в пляс. Пляска становится все более неистовой, на дно моря падают корабли, гибнут люди… И только когда Садко догадывается, что надо прекратить этот дикий танец, и обрывает струны, наступает тишина и море успокаивается. Незабываемые морские картины рисует композитор и в симфонической поэме «Шехерезада». Но более всего я люблю разнообразие и красоту морских эпизодов в опере «Сказка о царе Салтане». Возможно, что мое восприятие пристрастно. Ведь эта опера Римского-Корсакова была первым музыкально-сценическим представлением, с которым я познакомилась в детстве на спектакле Мариинского театра. И с тех пор из всего оперного наследия композитора именно «Салтан» остается моей самой любимой оперой Римского-Корсакова. Не «Царская невеста», даже не «Сказание о невидимом граде Китиже», не «Золотой петушок» — оперы очень любимые, но именно «Салтан». Композитор несколько холодноватый, сдержанный в проявлении своих чувств, Римский-Корсаков, как мне кажется, наиболее полно раскрывался, изображая водную стихию. Эмоциональная скованность Николая Андреевича проявилась, скорее всего, ещё в детстве. Поздний ребенок немолодых родителей, лишенный в детстве общества сверстников, он рос в какой-то степени «маленьким старичком» — послушным, разумным, педантично аккуратным, но эмоционально зажатым. Присущее композитору душевное тепло раскрывалось и в его проникновенных романсах, где вся гамма человеческих чувств звучит наиболее сильно. Приблизиться к сложной замкнутой натуре Римского-Корсакова мне удалось благодаря работе над летописью его жизни и творчества (это происходило в 1960-е гг. при участии младшего сына композитора Владимира Николаевича, издана в 4-х выпусках под названием «Страницы жизни Н.А.Римского-Корсакова». М. — Л., 1969-1971). • Многие годы Николай Андреевич работал в Петербургской консерватории, создав там свою композиторскую школу. Среди его учеников — Глазунов, Лядов, Прокофьев, Стравинский, а также М.Штейнберг — учитель Шостаковича. Бескорыстный художник, увлеченный не только своим творчеством, но всей душой преданный музыкальной культуре, он не жалел времени и сил на завершение произведений рано ушедших из жизни своих друзей и товарищей по Могучей кучке — Мусоргского и Бородина. Не будь Римского-Корсакова, мы, возможно, никогда бы не узнали ни оперы Бородина «Князь Игорь», ни народной музыкальной драмы «Хованщина» Мусоргского. И даже завершенный автором «Борис Годунов» получил всемирное признание после редактуры Римского-Корсакова. Для современников Мусоргского новаторство композитора, своеобразие его музыкального языка казались неграмотностью. В редакции Римского-Корсокова язык cглаживался, и музыка становилась понятной. Сейчас некоторые склонны критиковать редактора за «приглаживание» самобытной музыки гениального новатора, и в наше время подлинная партитура «Бориса Годунова» исполняется во многих театрах и производит сильное впечатление. Но мы не можем не быть благодарны Римскому-Корсакову за то, что он сделал, обеспечив славу любимой опере своего покойного друга. • Творческая и личная судьба Римского-Корсакова сложилась удачно. Но и его не миновала тяжёлая десница цензуры. Именно это обстоятельство послужило причиной преждевременной смерти Николая Андреевича. Работая над летописью жизни и творчества композитора, я обнаружила секретную переписку главы цензурного комитета с московским генерал-губернатором об опере «Золотой петушок». Её постановка готовилась в Москве в 1908 году. Эта переписка показала, что решение запретить оперу Римского-Корсакова было принято сразу, как только зашел разговор о ее сценическом воплощении. Но композитора долгие месяцы водили за нос, обещая разрешить постановку «Петушка», требовали изменений некоторых слов. Николая Андреевича и особенно его либреттиста непрерывно вызывали в цензуру для срочного изменения тех или иных слов либретто (включая пушкинский текст!). Либреттист послушно выполнял требуемое, согласовывал с композитором, но появлялись новые требования — и это длилось бесконечно. Римский-Корсаков нервничал, обострилась болезнь сердца. В июне 1908 года композитор, наконец, получил официальное извещение, что постановка «Золотого петушка» запрещена. (История повторяется: моя публикация о цензурных мытарствах «Золотого петушка», принятая журналом «Советская музыка», была вскоре запрещена вышестоящими органами как «вызывающая нежелательные ассоциации»). Запрет «Золотого петушка» потряс Римского-Корсакова настолько, что у него произошел инфаркт, и после повторения сердечных приступов композитор скончался 21(8) июня 1908 года. С уходом Римского-Корсакова завершилась блестящая эпоха русской классической музыки XIX века, который принято называть золотым. 18 марта 2004 г. И журнал "Великие композиторы", посвященный творчеству Римского-Корсакова Великие композиторы (2006 No.11) - Римский-Корсаков.pdfНу а теперь "«музыкальная картина» «Садко» для оркестра" » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « В 1897 г. Р. Корсаков окончил фантастическую оперу ”Садко”, в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера ”Садко” имела несомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге. Римский-Корсаков "Майская ночь" 01. Увертюра 02. 1 Действие. Деревенская улица Сообщение отредактировал stasha - 6.5.2008, 20:12
|
|
|
|
ewk |
1.4.2008, 0:21
|
Завтра начнём учиться!
Группа: Sibnet-club
Сообщений: 601
Регистрация: 15.11.2007
Пользователь №: 10 645
Репутация: 66
|
Цитата(stasha @ 1.4.2008, 0:28) Римский-Корсаков "Майская ночь" 01. Увертюра 02. 1 Действие. Деревенская улица
stashaНемножко не хватает файлов, нет 02_1.part5.rar Архиватор пишет, что мол ошибка CRC, файл 02_1.part5.rar не найден, и всё. Гляньте... Сообщение отредактировал stasha - 6.3.2009, 13:59
|
|
|
|
ewk |
1.4.2008, 1:28
|
Завтра начнём учиться!
Группа: Sibnet-club
Сообщений: 601
Регистрация: 15.11.2007
Пользователь №: 10 645
Репутация: 66
|
Цитата(stasha @ 1.4.2008, 1:26) А он в это время грузился... Что-то завис почти на час... Вот сейчас все должно быть в полном комплекте Выложила ненадолго... Места для файлов таких объемов просто не хватает Всё, скачалось нормально, итоговый файл получился. Спасибо.
|
|
|
|
stasha |
7.4.2008, 21:26
|
Улыбайтесь ;)
Группа: VIP
Сообщений: 4 881
Регистрация: 9.10.2007
Пользователь №: 7 482
Репутация: 976
|
Залила еще две части Римский-Корсаков "Майская ночь" 03 2 Действие. 1 Сцена. Хата Головы 04 2 Действие. 2 Сцена. Улица в деревне возле хаты писаря (файлы удалены) Сообщение отредактировал stasha - 23.4.2008, 14:11
|
|
|
|
stasha |
7.9.2008, 20:36
|
Улыбайтесь ;)
Группа: VIP
Сообщений: 4 881
Регистрация: 9.10.2007
Пользователь №: 7 482
Репутация: 976
|
СнегурочкаДата создания: 1880г. Автор: Римский-Корсаков Н.А."Нежный цвет русской оперы". Так красиво назвал "Снегурочку" Н. А. Римского-Корсакова Б. В. Асафьев в "Симфонических этюдах".И до сих пор с неувядаемой свежестью звучит ее чудесная музыка на оперной сцене.» Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « Ровно сто лет тому назад, в мае 1880 года, "в настоящей русской деревне" Стелёво, под Дугой, поселился с семьей на лето Римский-Корсаков, влюбленный в сюжет "Снегурочки", "весенней сказки" А. Н. Островского. Дремучий лес Волчинец, прелестные рощи, поля ржи и гречихи — все гармонировало с его тогдашним пантеистическим настроением; и в два с половиной месяца (в июне — середине августа) композитор сочинил набросок (пролог и четыре действия) своей лирической оперы. "С первого дня водворения в Стелёве я принялся за Снегурочку. Я сочинял каждый день и целый день... Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью..." — признавался впоследствии Римский-Корсаков в своих воспоминаниях "Летопись моей музыкальной жизни". Через несколько месяцев, в марте 1881 года, он поставил последнюю точку в партитуре "Снегурочки". Интересно, что при первом прочтении — в 1874 году — пьеса Островского мало понравилась Римскому-Корсакову; зато вернувшись к ней зимой 1879/80 года, композитор "точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту", как написал он об этом в "Летописи моей музыкальной жизни". Красоту сказочности пьесы Островского и тех двух миров — волшебного и земного, где протекает ее действие; красоту основной ее мысли:нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать и людское бытие. Гнев Солнца-Ярилы оттого и настиг землю берендеев, что там, по капризу Весны, свершился неестественный брак ее с Морозом. Ведь Яриле, богу любви и началу жизни, надлежало владеть Весной, а не мертвящему все живое Морозу.Поэтичен "полумифический, полуреальный" (Римский-Корсаков) образ пятнадцатилетней Снегурочки, в которой соединились противоположные черты ее родителей. Таковы и характеризующие Снегурочку ведущие темы, многосторонне развитые в музыке оперы. Первая из них — изящная и легкая, но, по определению самого композитора, "холодная"; томление неясной печали нежной второй темы рисует скрытое в глубине души Снегурочки влечение к неведомому ей чувству любви. Но, стремясь к "любви девичьей", она умеет лишь тоскливо ревновать, не зная, "как сердце говорит, когда оно любовью загорится". А надев волшебный венок Весны и получив от матери дивный, но смертельный для нее дар человеческой любви, в сладкой истоме тает, как снег весенний, растопленная пылкой страстью к Мизгирю, горячими лучами Ярилы.К образам сказочным, "мифическим" относятся Весна-Красна и Дед Мороз, Леший, Масленица — соломенное чучело. Мелодическими и гармоническими средствами подчеркивает композитор их "неоднородную волшебность". Светлая музыка, сопровождающая Весну, ее призывный рог (валторна), красота широкой кантилены в арии контрастирует с "суровым, унылым" (Римский-Корсаков) колоритом "зимнего" лейтмотива Мороза и "диким, ленивым, потягивающимся" лейтмотивом и "пугающей" лейтгармонией Лешего.Существа "полумифические, полуреальные" — пастух Лель (по указанию композитора, "олицетворение вечного искусства", то есть искусства народного) и царь Берендей. Задумчивый напев рожка сопровождает образ красавца пастуха, а песни, единственное его богатство, на горе Снегурочке, пленяют девичьи сердца в слободке берендеев.Воплощение светлой старости — добрый царь, жрец Ярилы, царь-художник Берендей, умиленно чтущий красоту "могучей природы". За долгую жизнь он постиг ее законы, по древним обычаям мудро правит своим царством. Не видя в нем обычного благополучия, он понимает, что только соединение на Ярилиной горе "союзом брачным на солнечном восходе... девиц-невест и парней-женихов" будет жертвой, угодной божеству. Незримо присутствует Ярило в действии и властно направляет его ход. Все свершается по его воле, и тем вносится оттенок жестокости в идиллическую канву оперы. Лишь сгубив ненавистную ему дочь Деда Мороза, вернул Ярило берендеям прежнее расположение. После пятнадцати холодных лет вновь станет теплой весна и долгим жаркое лето в царстве берендеев, где тучны нивы, обильны воды и свежа листва в заповедных лесах.Здесь и течет бытие мира земного, живут люди с их людскими страстями: пылко любящие торговый гость Мизгирь (гибнущий вслед за Снегурочкой тоже как жертва гнева Ярилы) и девица Купава (после измены Мизгиря нашедшая свое счастье в союзе с Лелем), и приемные родители Снегурочки — бобыль Бакула и его бобылиха, и "недалекий разумом" боярин Бермята. Каждый из образов нарисован композитором очень ярко.Так же как мир волшебный, тесно слит с природой и мир земной. Связаны с ней и поэтические картины жизни счастливых берендеев,чтущих силы природы в лице своих богов. С круговоротом времен года красиво сплетается и быт берендеев в издревле справляемом языческом цикле крестьянских обрядовых действ:проводах Масленицы, а с нею и зимы, гулянье в заповедном лесу в последний день весны, жертвенной встрече лета в Ярилин день. "Радостны песни их по рощам и долам", их хоры-хороводы, пляски, игры. Созвучно им и "сказительство" (по определению Б. В. Асафьева) эпических хоров.С рождением Снегурочки, возмутившим установленный в природе порядок, явилась в стране берендеев "сердец остуда" и "исчезло служенье красоте", о чем сожалеет мудрый старец царь Берендей,. так как, по мысли Римского-Корсакова, царство берендеев — прекрасный мир Искусства. И как славословие Солнцу может быть понята увенчивающая оперу монументальная песнь-гимн жизнеподателю Яриле, словно ярким светом озаряющая ее конец.Параллельно обрядовым действа'м, отражающим приход, цветенье, отлет весны, в напряженцим развитии следуют драматические события. Потому что "Снегурочка" — не только "весенняя сказка", но и глубокая человеческая драма самой Снегурочки, в томлении прожившей свой недолгий век и ставшей всего на один миг счастливой.Формы ""Снегурочки" отчасти традиционно глинкинские, т. е. представляющие собой отдельные заключенные нумера",— сказал в "Летописи" Римский-Корсаков. Не нарушая, однако, привычного построения, он свободно истолковал их внутреннюю структуру, и в этом своеобразие музыкального стиля "Снегурочки". Включив в нее напевы подлинных русских песен, Римский-Корсаков удачно создал и немало собственных мелодий в народном духе. Сочинял он "прислушиваясь к голосам народного творчества и природы, птичьим попевкам, петушьим крикам". Цельность в воплощении лирико-драматиче-ского замысла создают и мастерски сотканная из ведущих интонаций музыкальная ткань, и красочная инструментовка, которая, по словам самого Римского-Корсакова, явилась для него "шагом вперед во многих отношениях". Первое представление "Снегурочки" состоялось в петербургском Мариинском театре 29 января 1882 года. Изуродованная неудачными купюрами, опера имела все же большой успех. В заглавной партии выступила тогда Ф. Н. Велинская.. Но свою "Снегурочку" Римскому-Корсакову довелось увидеть только через несколько лет, при постановке оперы на той же сцене 16 января 1889 года, когда в роли Снегурочки появилась замечательная русская певица Е. К. Мравина (об ее исполнении в 1898 году композитор записал в "Летописи": "Мравина—Снегурочка хороша"). Глубокое впечатление на современников произвело исполненное нежной прелести пение в "Снегурочке" Н. И. Забелы, не менее замечательное и в сценическом отношении. Трогательной Снегурочкой была советская певица И. И. Масленникова в постановке Большого театра СССР в 1954 году. У меня есть "Снегурочка" в серии "Музыкальная сказка". Создана она для детей, но мне тоже нравится. Потому ее и выкладываю Если заинтересует, то из этой же серии еще есть Садко, Кощей Бессмертный и Золотой Петушок. а также Щелкунчик Чайковского
» Спасибо сказали: «
|
|
|
|
stasha |
9.3.2009, 21:19
|
Улыбайтесь ;)
Группа: VIP
Сообщений: 4 881
Регистрация: 9.10.2007
Пользователь №: 7 482
Репутация: 976
|
Золотой петушокДата создания: 1907г. Автор: Римский-Корсаков Н.А. Небылица в лицах, опера в трех актах (с введением и заключением); либретто В. Бельского по сказке А. С. Пушкина. Первая постановка: Москва, оперный театр Зимина, 24 сентября 1909 года. Действующие лица: Царь Додон (бас), Шемаханская царица (сопрано), Звездочёт (тенор), Царевич Гвидон (тенор), Царевич Афрон (баритон), Полкан (бас), Амелфа (меццо-сопрано). Действие происходит в Тридесятом царстве.Введение. Перед занавесом с волшебным ключом в руках появляется Звездочет. Он говорит зрителям: Здесь пред вами старой сказки Оживут смешные маски. Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок.Действие первое. » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « В обширной палате во дворце славного Додона идет заседание боярской думы. Царь обращается к боярам за советом, как охранить царство от нападения. Старший сын царя, Гвидон, считает, что «весь источник наших бед в том, что близок к нам сосед... Уберем же рать с границы и поставим вкруг столицы...» Бояре и царь Додон выражают шумное одобрение. Только старый воевода Полкан позволяет себе усомниться в этом проекте.Царевич Афрон предлагает распустить рать совсем, «а за месяц перед тем, как напасть на нас соседям, мы навстречу им поедем». Додон растроган сообразительностью сына. Но Полкан отклоняет и предложение Афрона, справедливо сомневаясь, что злой сосед станет предупреждать Додона за месяц о своем нападении. Дума не знает, на что решиться. Бояре предлагают погадать, только вот на чем: на бобах или на квасной гуще? Разгорается спор. В это время в палату входит Звездочет. Он дарит Додону волшебного Золотого петушка, который будет предупреждать об опасности. Царь обещает Звездочету все, что тот пожелает: «Волю первую твою я исполню, как мою». Старец уходит; успокоенный же Додон ложится подремать, и скоро спит непробудным сном весь его двор. Но вдруг тишина нарушена резким криком Петушка: «Кирики, кирикуку! Берегись, будь начеку!» Начинается шум и суета. Царь снаряжает войско во главе с сыновьями-царевичами, а сам снова ложится спать. Но сон его недолог. Петушок вторично возвещает об опасности, и Додону самому приходится отправляться в поход. Действие второе. » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « Ночь. Тусклый месяц озаряет ущелье, на дне которого лежат убитые царевичи — братья вонзили свои мечи друг в друга. В ущелье спускается рать Додона. Царь с ужасом взирает на страшную картину. Начинает светать, и изумленный Додон видит пестрый шатер. Из шатра выходит красавица и песней встречает восходящее солнце. Додон покорен ее внешностью и пением и спрашивает незнакомку, кто она и откуда. Та отвечает, что она - Шемаханская царица и собирается завоевать его город. Тогда Додон предлагает царице стать его женой. Она соглашается, но это не мешает ей зло издеваться над тупым и неповоротливым Додоном, чего последний, впрочем, даже не замечает. Они садятся в золотую колесницу и уезжают. Действие третье. » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « Народ ждет возвращения царя. Под звуки труб вьезжает колесница; в ней Додон и Шемаханская царица. Народ приветствует их. Сквозь толпу пробирается Звездочет. Он напоминает царю об его обещании и просит подарить ему Шемаханскую царицу. Додон пробует образумить старика, предлагая хоть полцарства своего, но Звездочет упрямо стоит на своем. Тогда, осерчав, Додон ударяет его жезлом по лбу, и Звездочет падает мертвым. Солнце прячется за тучи, раздается удар грома. Петушок с тихим звоном слетает со спицы и клюет Додона в темя. Додон умирает. Когда тьма рассеивается, то уже нет и следа Шемаханской царицы и Петушка. Заключение. «Вот чем кончилася сказка», - заключает оперу Звездочет, - Но кровавая развязка, Сколь ни тягостна она, Волновать вас не должна. Разве я лишь да царица Были здесь живые лица, Остальные — бред, мечта, Призрак бледный, пустота...Belcanto.RuИстория создания В октябре 1906 года в записных книжках Н. А. Римского-Корсакова появились первые музыкальные эскизы к опере «Золотой петушок». Тогда же он сообщил о своем замысле другу — либреттисту В. И. Бельскому (1866—1946). Работа велась очень интенсивно (ненадолго прервалась из-за поездки в Париж). Партитура была закончена в августе 1907 года. » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « «Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год до смерти. Интерес к сказочным сюжетам сопутствовал композитору на всем его творческом пути. Однако в последние годы он все более насыщал их современным звучанием, все последовательнее обличал монархическую власть. Уже в «Салтане» показан вздорный, смешной и неумный царь. Позже «Кащей Бессмертный» приобретает зловещую окраску, становится символом той мрачной силы, которая губит все живое, устремленное к свободе — недаром в 1905 году исполнение этой оперы вылилось в политическую демонстрацию. И, наконец, «Золотой петушок» прозвучал как откровенная сатира на русское самодержавие. Композитор не скрывал такого замысла. В письме к своему ученику, М. О. Штейнбергу, он писал: «Царя Додона хочу осрамить окончательно». А эпиграфом к опере избрал слова из своей «Майской ночи»: «Славная песня, сват! Жаль только, что Голову в ней поминают не совсем благопристойными словами».
В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина (1834). По указанию композитора либреттист смело развил ее политические мотивы, придал современную направленность и тем самым усилил сатирическое звучание произведения. Воспользовавшись пушкинским текстом, Бельский дополнил его большими сценами, рельефно обрисовал действующих лиц оперы. Так, например, он ввел новый персонаж — ключницу Амелфу, которая занята домашними делами царя, тогда как Полкан — его сторожевой пес — делами государственными. Кстати, имени Полкана нет у Пушкина — он называется Воеводой, и речь его ограничивается произнесением только нескольких фраз. И сыновья Додона — Гвидон и Афрон — лишь упомянуты поэтом. Все эти добавления сделаны Бельским талантливо, в духе Пушкина. Свободно развит в опере и образ Шемаханской царицы или, иначе говоря, дополнено все содержание второго акта. Это — сложный фантастический образ. Жестокость царицы — не просто черта ее характера. Авторы оперы стремились не только к тому, чтобы показать соблазны чувственной красоты: самодержавная власть еще сильнее посрамляется при участии царицы. Более того — она с помощью Звездочета карает смертью Додона.
Опера получилась по-настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила царская власть, творящая преступления, нарушающая свои обещания, раздираемая внутренними противоречиями. Эти политические намеки не прошли мимо цензуры. Для тяжело больного композитора начались мытарства, вероятно ускорившие его кончину. Но на все требования сделать купюры, искажающие идейное содержание оперы, Римский-Корсаков отвечал отказом. «Итак, — с горечью писал он, — «Петушок» в России пойти не может. Изменять что-либо я не намерен». Борьба с цензурой продолжалась, запрет на оперу наложил даже сам московский генерал-губернатор. И тем не менее, уже после смерти композитора, премьера «Петушка» состоялась. 14 сентября 1909 года в Москве, в театре С. И. Зимина опера была тепло встречена публикой. Сюжет » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « На сцене — загадочный старец в причудливом одеянии, Это Звездочет. Он предупреждает зрителей: «Здесь пред вами старой сказки оживут смешные маски. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
…Тревожно в царстве Додона; нет ему покоя от внешнего врага. Снова и снова созывает он заседание думы. Восседая на троне среди степенных бояр, Додон обращается за помощью к царевичам-сыновьям — Гвидону, Афрону; рядом с ним — грубый, но не лишенный здравого смысла, воевода Полкан — правая рука царя. Устал Додон от ратных дел, кто же даст ему мудрый совет? Самоуверенно выступает Гвидон. Он всю ночь думал о делах государства и вот что решил: «Уберем же рать с границы и поставим вкруг столицы». Ничего, что враг разорит всю страну — главное, чтобы царь Додон и его приближенные могли спокойно жить. Все в восторге, славят ум Гвидона. Недоволен лишь Полкан. Его беспокоит близость вражеской рати: а что если ей вздумается обстрелять город и дать залп по царскому терему? Тогда с советом выступает младший, любимый сын Додона — Афрон. Распустить надо доблестное войско, а за месяц перед нападением соседа собрать его вновь и принять бой. Все в восторге, славят ум Афрона. И опять Полкан нарушает общее славословие. А как быть, если враг не предупредит за месяц, что он идет с войной? Бояре возмущены и готовы заподозрить Полкана в измене. Уже хотят бить и вязать воеводу, но царь останавливает бояр, спрашивая их совета. Однако они не имеют своего мнения. «Дурачье», — ругает бояр Додон. «Точно так», — соглашаются они. Есть еще один путь — гаданье на бобах или на квасной гуще. Спор бояр прерывает появившийся старец Звездочет. Непривычен его наряд — белая высокая шапка, одежда расшита золотыми звездами. Волшебник надумал подарить Додону Золотого петушка. Если в стране будет спокойно, Петушок возвестит: «Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» А в случае вражеского нападения он прокричит: «Ки-ри-ку-ку! Берегись, будь начеку!» Счастье Додона безмерно. Он торжественно обещает Звездочету выполнить его первую волю как свою. Теперь, когда править государством можно при помощи Петушка, Додон спокоен. Весеннее солнышко располагает ко сну. «Батюшка, да хочешь в спальню всю столицу превратим», — говорит царю его ключница Амелфа. Она убаюкивает Додона, а следом за ним засыпает и стража, и сама Амелфа. Царю снится вещий сон: его манит чудная красавица. Вдруг сонный покой нарушает тревожный крик Петушка: «Ки-ри-ку-ку! Берегись, будь начеку!» Народ в страхе. Прибежавший Полкан будит Додона. Царь сзывает сыновей на ратный подвиг. Нехотя отправляются царевичи воевать. Снова покой воцаряется в столице. Мирно звучит петушиный клич. Опять засыпает Додон. Но недолго длится сладкий сон. Новый тревожный крик Петушка рождает еще большее смятение. Теперь в поход надо идти самому царю. Не под силу воевать старому Додону: «Латы стали тесноваты, а заветный меч стал тяжел для царских плеч». К концу подходят сборы царя: «Конь-то смирен?» — спрашивает Додон. «Как корова», — успокаивают его. «Нам и надобно такого». Народ славит царя и советует ему: «Ты себя-то соблюди, стой все время позади».
Ночь. Мрачное ущелье. Сюда с опаской спускается Додоново войско. Стая хищных птиц вьется над трупами убитых царевичей. Додон оплакивает детей, вонзивших мечи друг в друга. Полкан призывает отомстить за жестокое убийство. Но кому? Наступает рассвет. Вырисовываются очертания роскошного шатра. Вот где укрылся враг. Пушкари, дрожа от страха, по приказу Полкана наводят пушки на шатер. Медленно распахиваются его створки. И «доблестная» рать пускается в бегство. Только Додон и Полкан замерли в ожидании. Из шатра выходит чудная красавица, та самая, что приснилась царю. Она называет себя Шемаханской царицей и объявляет, что собирается завоевать город Додона. Царица «одной красотой всех склоняет пред собой». Обольщает восточная красавица и Додона. Рабыни подносят ему чашу с вином, а она поет прекрасные песни и танцует. Додон на все готов для царицы. Чтоб развеять ее грусть, он, повязав голову платочком, пускается в шутовской пляс и, наконец, предлагает ей выйти за него замуж и ехать домой. «Что ж там делать нам с тобой?» — издевательски спрашивает красавица. «Как что делать? Сласти кушать, отдыхать да сказки слушать». Додон с невестой возвращается в столицу.
С нетерпением и страхом ожидает народ возвращения царя. Почему молчит Петушок? Что случилось? Народ молит Амелфу рассказать правду. Ключница выдумывает сказки о подвигах Додона и сообщает, что царь едет не один, а с девицей, которая станет царицей, Гвидон же и Афрон погибли злою смертью. В заключение, чтобы поддержать страх перед царем, Амелфа добавляет: «Будет баня и про вас». Люди соглашаются: «Ваши мы. Душа и тело». Приближается торжественное шествие царя Додона и Шемаханской царицы. Причудлива свита невесты. Кого только нет здесь: и великаны, и карлики, и одноглазые страшные циклопы, и рабыни, и арапчата. Заключает шествие карета царя и царицы,» которых радостно приветствует раболепный народ. Но веселье нарушает неожиданно появившийся Звездочет. Он решительно пробирается к золотой колеснице и напоминает Додону о его царском слове. Ведь обещал Додон за редкий подарок — Золотого петушка — исполнить все, что пожелает Звездочет. И вот время приспело. Волшебник, не сводя взора с красавицы, просит отдать ему Шемаханскую царицу. Та же зло хохочет. Додон пытается отговорить старика, все напрасно: Звездочет надумал жениться. Додон готов уже отдать ему полцарства. Но не нужна Додонова страна Звездочету, только девицу требует он. Тогда в ярости царь ударяет жезлом по лбу Звездочета и убивает его. Солнце спряталось за тучи, загремел гром. Вся столица содрогнулась, только Шемаханской царице все нипочем — смеется она. А Додон в страхе: как бы не было беды, ведь убийство свершилось перед самой свадьбой. И точно: Петушок покружился над Додоном и клюнул его; тот упал замертво. Раздались страшные раскаты грома, небо заволокло тучами, наступила полная тьма. Как только снова просветлело, обнаружилось исчезновение Петушка и царицы. Народ тоскливо оплакивает Додона.
Появившийся Звездочет объявляет зрителям: кровавая развязка не должна их волновать. Только он да царица «были здесь живые лица, остальные — бред, мечта, призрак бледный, пустота». Музыка «Золотой петушок» являет собой редкий в мировой классике пример сатирической оперы. В соответствии со своим замыслом композитор показал здесь два мира. Остро шаржированно охарактеризованы царь и его свита. Пародией на героику звучат высказывания Додона, лающей речью охарактеризован воевода Полкан, причетом — ключница Амелфа. В противовес им образы и загадочного мудреца Звездочета и жестоко-обольстительной Шемаханской царицы окутаны фантастикой. Вместе с тем музыкальный язык оперы глубоко национален: в нем отражены самобытные особенности русской песенности и бытовых жанров. » Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « Краткое оркестровое вступление открывается задорным кличем Петушка. Призывная музыка сменяется восточной мелодией, прихотливо изысканной, исполненной любовного томления. А прозрачный звон колокольчиков уведомляет о выходе Звездочета.
В первом акте обрисовано Додоново царство: торжественный глуповато-примитивный марш становится его характеристикой. Переломный момент ознаменован появлением Звездочета. Восточный рисунок мелодии сближает его с Шемаханской царицей — фантастические образы будто связаны невидимыми нитями. Петушок наделен двумя кличами — спокойным, возвещающим о благополучии в стране Додона, и тревожным, предупреждающим о грозящей опасности. Народного склада напевы свойственны ключнице Амелфе. Сон Додона основан на плавном баюкающем повторении, «спокойного» призыва Петушка: «Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» Восточные мотивы вносят новый момент — царю приснилась Шемаханская царица. На развитии «тревожного» клича Петушка строится сцена смятения и страха. После ухода царевичей на войну вновь возвращается мирный напев Петушка, и в музыке сна еще рельефнее вырисовывается обольстительный облик восточной красавицы. Новый тревожный клич Петушка предваряет сцену военных сборов самого Додона. Все завершает марш.
Музыка второго акта рисует зловещую картину ущелья, где лежат убитые сыновья Додона. Изменился и облик марша — ранее ухарский, победный, он звучит теперь неуверенно, робко. При оплакивании сыновей вновь воскрешаются комически-скорбные, причитающие интонации. Напевы Шемаханской царицы предвосхищают ее появление. Ария «Ответь мне, зоркое светило» — характеристика томной восточной красавицы; ее прозрачная, светлая музыка относится к лучшим страницам оперы. Чарующий облик царицы раскрывается во второй арии: «Сброшу чопорные ткани». В ответ Додон запевает свою любовную песнь «Буду век тебя любить, постараюсь не забыть» (на мотив «Чижика»). Он голосит ее во всю мочь, что производит очень комичное впечатление. Контрастом служит ария воспоминаний царицы «Как доедешь до Востока, там и есть моя страна», мелодии которой завораживают чудесной, словно парящей красотой. Новый обличительный эпизод, по сатирическому блеску не знающий себе равных в русской оперной классике, это пляс Додона. Акт заключается славлением жениха, радостными кличами воинства.
Таинственно-настороженная музыка оркестрового вступления к третьему акту прерывается грозным кличем Петушка. В мольбе народа далее разрабатывается петушиный призыв. Широко развито в оркестре шествие царя Додона и Шемаханской царицы; оно становится центром акта; гремит разудалый марш Додона, тогда как прихотливые восточные напевы характеризуют необычную свиту царицы; под конец объединяются лейтмотивы Додона и царицы в одновременном звучании. И как в первом акте, — переломный момент наступает с появлением Звездочета. В его арии «Подари ты мне девицу, Шемаханскую царицу» снова возникает фантастический колорит. Когда же совершается убийство Звездочета, повторяется зловещая музыка оркестрового вступления. Предрекая кровавую развязку, злобно кричит Петушок: «Ки-ри-ку-ку! В темя клюну старику». После расправы над Додоном следует краткий оркестровый эпизод, живописующий разбушевавшуюся грозу. Заключительный хор народа — плач забитых людей; в его мелодии своеобразно преломлен Додонов марш.
Заключение, характеризующее Звездочета, вместе с прологом обрамляет оперу. Последний раз слышится клич Петушка, которому противостоит лейтмотив царя Додона.
М. Друскин (Belcanto.Ru) Иллюстрация: Константин Коровин. "Царь Додон в военных доспехах". Эскиз костюма для оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок". "Золотой петушок" также из серии "Музыкальная сказка", что и вышевыложенная "Снегурочка" Другого варианта нет, да я и не озадачивалась его поисками
» Спасибо сказали: «
|
|
|
|
stasha |
30.10.2009, 23:01
|
Улыбайтесь ;)
Группа: VIP
Сообщений: 4 881
Регистрация: 9.10.2007
Пользователь №: 7 482
Репутация: 976
|
Снегурочка The Snow Maiden Описание оперы есть немного выше Жанр: опера Год выпуска диска: 1999 Продолжительность: 02:31:26 СНЕГУРОЧКА (Весенняя сказка) [SNEGUROCHKA (vesennyaya skazka)] THE SNOW MAIDEN (a spring fairy tale) Opera in a prologue and four acts Libretto by the composer after the play by Alexandr Ostrovsky Действующие лица:» Спойлер (нажмите, чтобы прочесть) « Царь Берендей [Tsar Berendey] - Daniil Shtoda (tenor) Бермята, ближний боярин [Bermyata, boyar-in-attendance] - Mikhail Petrenko (bass) Весна-красна [Spring Beauty] - Nadezhda Serdyuk (mezzo-soprano) Дед-Мороз [Grandfather Frost] - Vladimir Vaneev (bass) Девушка-Снегурочка [The Snow Maiden] - Olga Trifonova (soprano) Бобыль Бакула [Bobyl Bakula] - Nikolai Gassiev (tenor) Бобылиха, его жена [Bobylikha, his wife] - Nadezdha Vasilieva (mezzo-soprano) Лель, пастух [Lel, a shepherd] - Lyubov Sokolova (mezzo-soprano) Купава молодая девушка [Kupava, a young maiden] - Tatiana Pavlovskaya (soprano) Мизгирь, торговый гость [Mizgir, a merchant] - Alexander Gergalov (baritone) Первый бирюч [First herald] - Yevgeny Strashko (tenor) Второй бирюч [Second herald] - Fyodor Kuznetsov (bass) Царский отрок [Tsar's page] - Nadezhda Serdyuk (mezzo-soprano) Леший [Wood-Sprite] - Vladimir Zhivopistsev (tenor) Масленица, соломенное чучело [Maslenitsa, man-of-straw] - Fyodor Mozhaev (baritone) Mariinsky Theatre Orchestra & Chorus Conductor: Valery Gergiev Concertgebouw Amsterdam (grote zaal), 25 September 1999 -Matinee op de vrije zaterdag (VARA-Matinee)-
» Спасибо сказали: «
|
|
|
|
|
|
1 чел. просматривают этот форум (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|